главная
Главная » Статьи » статьи в прессе

"Не позабыть мне этот вечер"

"Не позабыть мне этот вечер"

Вдогонку одна за другой по щеке покатились слезинки - вот чудеса! Давно не трепетала так моя душа. Оглянувшись, замечаю разнообразие публики - девушки, похожие на тургеневских барышень, мужчины средних лет, почти некрасовские женщины, подростки...

"Хотел бы вами я увлечься..." - снова зачарованно погружаюсь в мир русского романса. Его строгость и обезоруживающую искренность несет во времена Алексей Мочалов, шлифуя каждый полутон, как только он умеет это.

Выпустив два музыкальных альбома, защитив кандидатскую диссертацию, словно отдав должное медицине, он только после этого решился на сольный концерт в родном Архангельске. "Я долго шел к вам", - обратился Алексей к публике. - "И вот мы встретились!" Немного смущаясь и, наверное, внутренне радуясь переполненному залу Дома офицеров, он пел и пел, как никогда, свои любимые романсы.

Приятно удивляла декорация сцены, со вкусом созданная Виталием Вехоревым и Андреем Семичастновым. Художественный свет, "живой звук" - все гармонично дополняло эту встречу.

"О, позабудь былые увлеченья...", "Мне нежно голос ваш звучал"... Когда были написаны эти строки? 100 лет назад? 10? Вчера? Неважно. А сколько вам лет? 16? 20? 60? Не имеет значения, когда поет Мочалов, открывая в романсах для каждого свой мотив любви.

Алексей не подавляет техникой внешнего выражения чувств, не навязывает залихватского надрыва, не демонстрирует сверхгромкого вокала, к слову, легко подвластного ему от природы. Нет, он поет, как поет птица, необъяснимо чаруя, открывая себе и нам что-то главное в этой жизни. Попадать так в эмоцию с Тютчевым, Фетом - это дар Божий! Оттуда же врожденная интеллигентность, с которой А. Мочалов вел майский вечер, чтя родителей и своих учителей в искусстве: И. Юрьеву, В. Козина, В. Панину, Г. Виноградова. Пояснить тут легко на примере Ф. Раневской, говорившей: "Станиславский - мой Учитель, хотя мы лично не встречались. Но я так обожала его, так восхищалась им, так следовала его заветам, что только его и могу называть своим учителем". Из школы русского романса, созданной лучшими певцами этого жанра от ХIХ века до ХХ-го, у Мочалова не только манера исполнения, но и редкое умение привлекать и удерживать натуры особенно изысканные, глубокие, душевно богатые, интеллектуально развитые, чуткие и тонкие. В этих качествах не откажешь и ему, сумевшему так изящно от дворянского романса "Цветы" перейти к есенинскому "Ты меня не любишь, не жалеешь"... Не доверяя эмигрантским вариантам, Алексей восстановил авторский оригинал, и слушатели оценили это, как его почти научное исследование творчества легендарной Варвары Паниной. Репертуар Мочалова восхищает выдержанностью стиля: Пушкин, Дельвиг, Тютчев, Фет, Вертинский.

Все еще звучал в памяти проникновенный голос Алексея, когда, открыв тургеневских "Певцов", прочла: "Он пел, поднимаемый как пловец волнами, нашим молчанием, страстным участием, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримым... Закипало на сердце, и поднимались к глазам слезу. Покатилась слеза и по моей щеке...".

И пусть скромна гитара, не виртуозен аккомпанемент, - все-таки хорошо. А почему хорошо, объяснить невозможно: таков талант, таково искусство.

Тамара ЭРНСТСОН.

P. S. На второй вечер русского романса "О, не забыл я этот взгляд" Алексей Мочалов приглашает 27 июня в 19 часов в Дом офицеров.

Архангельск 
14 июня 2001 (104)



Источник: http://www.arhpress.ru/arkhangelsk/2001/6/14/3.shtml

        Меню  сайта




Copyright MyCorp © 2024